УЛЫБКА КАЖДОМУ К ЛИЦУ

Предлагаемый сценарий приурочен к празднику смеха, который по установившейся традиции отмечается 1 апреля, в день розыгрышей, шуток, улыбок... Поэтому и вечер отдыха, который будет запланирован на такой день, должен быть динамичным, искрометным и весёлым. Тогда он и запомнится как праздник под названием „Улыбка каждому к лицу”.

Авторы сценария надеются, что педагогический коллектив школы, училища, техникума примет самое активное и непосредственное участие как на стадии подготовки, так и во время проведения этого вечера.

Готовясь к нему, следует поручить каждому классу, группе, которые примут участие в празднике, нарисовать несколько юмористических плакатов, лозунгов, транспарантов. В дальнейшем они будут использованы в оформлении зала, где будет проходить вечер смеха. Это можно организовать и в форме конкурса между классами, группами, отдельными учащимися. И вообще, юмор в любом виде в такой день будет уместен.

О том, в какой форме пройдет праздник, станет ясным из вступительных слов ведущих, которые выступают в ролях режиссера-постановщика и сценариста снимаемой кинокомедии... Впрочем, слово им самим.

ВЕДУЩИЙ. Добрый вечер, дорогие друзья!

ВЕДУЩАЯ. Здравствуйте, соратники по оружию.

ВЕДУЩИЙ. Лена, какое оружие? О чем ты говоришь? Немедленно скажи, что ты оговорилась.

ВЕДУЩАЯ. Здравствуйте, соратники по самому острому в мире оружию - смеху!

ВЕДУЩИЙ. А-аа! Так бы сразу и сказала, ато был бы переполох.

ВЕДУЩАЯ. Возможно, что, коль присутствующие не поняли, о каком оружии я говорила, то непонятно им и то, почему я называю их соратниками?

ВЕДУЩИЙ. А чтобы этого не случилось, я объясню. А дело вот в чем. Мы с Леной представляем режиссерско-постановочную группу, которая снимает новый цветной многосерийный остросюжетный широкоформатный юмористический, в общем, отпадной фильм с необычным, а, главное, крайне редким названием: „Смех без причины...”.

ВЕДУЩАЯ (перебивает). Игорь, ты что, забыл, что название ещё не утверждено, и мы не можем огласить его раньше времени.

ВЕДУЩИЙ. Нет, не забыл, я это прекрасно помню и потому не назвал последних слов.

ВЕДУЩАЯ. Но их теперь нетрудно и угадать.

ВЕДУЩИЙ. Ну, это как сказать...

ВЕДУЩАЯ. И говорить нечего. Ребята, как пить дать, угадают. Спорим?

ВЕДУЩИЙ. Спорим. А на что?

ВЕДУЩАЯ. А вот на что. Если угадают, то ты в конце вечера становишься на стул посреди сцены и кукарекаешь.

ВЕДУЩИЙ. А если не угадают?

ВЕДУЩАЯ. Тогда в конце вечера кукарекает весь зал.

ВЕДУЩИЙ (подумав немного). По рукам, я согласен!

(Ведущие бьют по рукам, заключают пари)

ВЕДУЩАЯ. Однако мы несколько отвлеклись. Мы остановились на том, что снимаем кинокомедию. И все было бы хорошо, если бы не возникли некоторые проблемы.

ВЕДУЩИЙ. Нам нужны актеры на исполнение главных ролей. И выбрать их мы решили из вас.

ВЕДУЩАЯ. А будучи уверенными в том, что талантов в нашем зале хоть пруд пруди, а значит и дело наше обречено на успех, мы и назвали вас соратниками по смеху, потому что картина наша, скажем по секрету, - обхохочешься.

ВЕДУЩИЙ. Да что обхохочешься, у...

ВЕДУЩАЯ (перебивает). Он хотел сказать, что очень смешная. Но сейчас не об этом. Вы, ребята, думаю, понимаете, что сниматься в кино - дело ой какое непростое. И, само собой разумеется, очень престижное. На одну и ту же роль иногда просматривают несколько претендентов, прежде чем остановиться на ком-нибудь одном. С ним потом и работает режиссер. Поэтому актеров в наш фильм мы подберем на конкурсной основе.

ВЕДУЩИЙ. Я предполагаю, что вас интересует, каковы критерии отбора. Подробно о них мы расскажем позже, при объяснении условий того или иного конкурса. Но одно мы можем сказать твердо и прямо сейчас: главным критерием будет служить наличие чувства юмора и умение распорядиться им с пользой для всех присутствующих в зале.

ВЕДУЩАЯ. Однако не будем терять времени - так хочется посмеяться, словно во рту кто-то щекочет. Наш первый конкурс называется...

ВЕДУЩИЙ. Стоп!.. Нет нужды называть его - сейчас и так все станет ясно. Включите, пожалуйста, запись!

(Включается магнитофонная запись смеха. Ее следует сделать заранее, попросив оказать „смешную” услугу нескольких ребят и девчат. Смех должен быть громким и сочным, заразительным. Это позволит с самого начала каждому, пришедшему на вечер, улыбнуться.)

ВЕДУЩИЙ. Все правильно. Конкурс так и называется - ”СМЕХ”. Условия его мы объявим прямо сейчас, а вот итоги подведем позже, так как смех - это дело серьезное.

ВЕДУЩАЯ. Как стало известно узкому кругу отличников школы (училища, техникума) в слове “СМЕХ” четыре буквы - С, М, Е, X. Конкурс предполагает, что его участники достаточно творческие люди. По крайней мере настолько, чтобы сочинить стихотворение из четырех строк - каждая из которых начинается с буквы С-М-Е-Х. И в то же время мы надеемся, что тот, кто возьмется за перо, отдает себе отчет в том, что сегодня 1-е апреля, День смеха, поэтому наиболее уместным будет четверостишие ухохатывающего характера. Насколько это удастся конкурсантам, будут решать все присутствующие. Как видите, условия конкурса просты и в духе времени демократичны. Осталось добавить, что к участию мы приглашаем всех, и, что плоды творческих дерзаний мы оценим спустя некоторое время.

ВЕДУЩИЙ. А мы продолжаем наш праздник. Впереди ждут интересные открытия и. находки. Нам хочется, чтобы самые молчаливые и унылые сегодня хоть немножко улыбнулись, потому что смеяться, право, не грешно, а необходимо. Ибо смех укрепляет здоровье, вселяет уверенность в завтрашнем дне и в своих силах.

ВЕДУЩАЯ. Итак, начинаем второй конкурс!

ВЕДУЩИЙ. А как мы его назовем?

ВЕДУЩАЯ. Это пока секрет. Мы объявим название тогда, когда на сцену поднимутся трое его участников. Нет, лучше четверо. Двое девушек и двое парней. Я прошу желающих быть смелее. Не стесняйтесь, ничего страшного не будет - в космос мы вас не заставим лететь. Всё будет происходить на земле.

(На сцену поднимаются участники конкурса. Ведущие усаживают их на стулья. На столике перед ними бумага и ручка).

ВЕДУЩИЙ. Всё ли нравится вам в нашей школе? Так, я прочитал ваши мысли - не всё. Конечно, нет ничего идеального. Я вчера проходил мимо группы ребят и слышал, как один из них возмущался порядками в школе. То дискотека не так проходит, то учителя строго относятся к ученикам. И он произнес такую фразу: „Вот если бы я был директором, то...”.

ВЕДУЩАЯ. Вот мы сейчас и попробуем претворить в жизнь это желание. Ребята, представьте, что вы пришли в школу, а вам предложили подменить директора. Вы садитесь в директорское кресло и... Что бы вы изменили, улучшили, усовершенствовали, какие приказы издали бы в первый день?

ВЕДУЩИЙ. Итак, мы объявляем конкурс „Если бы я был директором...”. Ровно через пять минут вы должны проявить себя в этой должности. Вам понятно задание? Отлично. Приступайте к составлению тезистов и приказов. Успехов вам!

ВЕДУЩАЯ. А теперь немножко поболтаем. Я буду начинать фразы, а вы будете их заканчивать. Только, понятное дело, с юмором. А после ваших версий я буду давать свою. Договорились? Начинаем!

Сколько волка не корми... а он все равно ест!
Ученье свет... а неученье - чуть свет и на работу...
Работа - не волк... а пpоизведение силы на pасстояние.
Hе плюй в колодец... там же никого нет...
Делу вpемя... потехе - деньги.
Не pой яму дpугому... чтобы он не использовал ее как окоп.
Одна голова - хоpошо... а два сапога паpа.
Без пруда... не вытащишь и рыбку из него.
Каждой твари - по паре... Сказал преподаватель на экзамене.
Мал золотник... да и взять негде.
Мойте руки... вместо еды.
Голод не тетка... в лес не убежит.
Чем бы дитя не тешилось... лишь бы своих не наделало.
Бороться и искать... найти и перепрятать!
Тише едешь... дальше будешь. От того места, куда едешь.
В гостях хорошо... а дома плохо.
Долг платежом... страшен.
За двумя зайцами погонишься... третьего не поймаешь!
Ученье - свет... а неученых - тьма!
Ученье - свет... а за свет надо платить.
Не имей сто рублей... а имей сто баксов!
Время лечит... но доктор - быстрее.
Что посеешь... то уже не найдешь!
За одного битого... 15 суток дают.

ВЕДУЩАЯ. Так, пять минут, что мы отпустили для подготовки к конкурсу „Если бы я был директором...”, истекли. Вы готовы, ребята? Хорошо. Кто первый сядет в кресло директора? Гена Дорофеев, пожалуйста. Так, пять минут, что мы отпустили для подготовки к конкурсу „Если бы я был директором...”, истекли. Вы готовы, ребята? Хорошо. Кто первый сядет в кресло директора? Гена Дорофеев, пожалуйста. Так, пять минут, что мы отпустили для подготовки к конкурсу „Если бы я был директором...”, истекли. Вы готовы, ребята? Хорошо. Кто первый сядет в кресло директора? Гена Дорофеев, пожалуйста.

(Ребята зачитывают свои сочинения на заданную тему).

ВЕДУЩИЙ. Высказались все? Спасибо. Как мы будем подводить итоги конкурса? Поступим так: спросим десять ребят и по большинству голосов назовем победителя конкурса, которого мы и приглашаем на роль комиссара Катани в нашем фильме.

(После подведения итогов и поздравления „комиссара”...)

ВЕДУЩАЯ. К нам продолжают поступать записки конкурса поэтов „СМЕХ”. Мы сейчас вам их прочитаем (предполагаемые четверостишия условны):

Смеяться, право, не грешно -
Мы петь должны и веселиться...
Если день у нас такой смешной,
Хотелось бы, чтоб и такими были лица.

ВЕДУЩИЙ. И у меня записка. Вот ее текст:

Сомнений нет: первоапрельской шуткой
Мы вас, как можем, веселим...
Если и случится вдруг минорная минутка,
Хорошей песней вас развеселим...

(Здесь можно предложить номер художественной самодеятельности - шутливую песенку или что-либо на выбор организаторов вечера).

ВЕДУЩИЙ. Спасибо. В зале было много улыбок, значит песня понравилась. А у нас новый конкурс. Он называется „Нагоняй наоборот”. Участвовать в нем так же просто, как и получать нагоняй. Я приглашаю на сцену трех желающих - двух парней и одну девушку.

(Они выходят на сцену и становятся рядом с ведущими).

ВЕДУЩИЙ. Прекрасно. Сразу видно: люди бывалые, никакими нагоняями не испугаешь. Правда, ребята? Или наоборот, захотелось попробовать, что это такое? Но я вам должен напомнить, что это будет нагоняй наоборот. Как это? Да очень просто! Прошу вывести на сцену провинившихся учеников!

(Ведущая скрывается за занавесом и, спустя несколько секунд, выводит на сцену трех преподавателей - двух мужчин и женщину)

ВЕДУЩИЙ. А вот и провинившиеся. Представьте себе, они прогуляли контрольную по химии. Какой преподаватель это стерпит? Никакой. Я правильно говорю, товарищи преподаватели? (Обращается к учащимся). Не смотрите на меня такими удивленными глазами. Да-да, в этом конкурсе преподавателями будете вы. И вам предоставляется возможность провести воспитательную работу (беседу) с прогульщиками. Делать вы это будете поочередно. Сначала первый преподаватель отчитает трех прогульщиков, потом второй и, наконец, третий. А вот победителя конкурса, то есть, того, у кого это получится наиболее убедительно и доходчиво, помогут определить наши провинившиеся. Итак, начинаем. Я надеюсь, вы подыщите слова самые-самые... Кто первый?

(Ведущий предоставляет возможность провести “воспитательную беседу” поочередно каждому из участников конкурса. По усмотрению организаторов время для этого может быть ограничено. После окончания конкурса ведущий опрашивает „провинившихся” и определяет победителя).

ВЕДУЩИЙ. Ну что ж, будем считать, что есть актер еще на одну роль. Открою вам тайну. Ваня Петров, победивший в этом конкурсе, сыграет в фильме роль Карабаса-Барабаса. По сценарию он является директором фабрики и отчитывает своих подчиненных за отсутствие в продаже конфет „Буратино”.

ВЕДУЩАЯ. Однако, нам надо продолжать отбор артистов и на другие роли. А потому - следующий конкурс. Как бы его назвать? Ну вот хотя бы так - „Самый красноречивый”. Чем не название? Но я надеюсь, что вы понимаете, что 1 апреля всему надо верить буквально наоборот. Поэтому прошу всех красноречивых молчунов подняться на сцену.

(Участники конкурса выстраиваются на сцене в шеренгу).

ВЕДУЩАЯ. Прекрасно. Назовите, пожалуйста, свое имя и фамилию. Просто замечательно - вы не на шутку разговорились. Значит, можно начинать конкурс. Он очень прост. Вам надо прочитать наизусть всего одно четверостишие. Любое, на ваш собственный выбор. Главное - чтобы вас поняли сидящие в зале. Нет ничего проще, скажете, вы. Как сказать. Я прошу внести поглотитель слов.

(Ведущий выносит бутылку с водой).

ВЕДУЩАЯ. Видимо, вы уже догадались, что читать стихи будет не так легко. К слову сказать, издревле в народе это средство считалось первейшим в борьбе с излишней болтливостью. Но это к присутствующим не относится. Я прошу начинать.

(Каждый из участников конкурса набирает в рот воды и читает черверостишие. Победителем признаётся тот, чье выступление больше всех понравится зрителям, о чем можно судить по аплодисментам).

ВЕДУЩАЯ. Я очень довольна ходом нашего отборочного конкурса. Вот уже и вакансия Трындычихи закрыта. Правда, придется повозиться немного с внешностью актера, ведь в фильме это женщина средних лет. Ну, ничего, что-нибудь придумаем, гримеры у нас что надо. Главное, что у претендента с языком все в порядке. Шутка, конечно. Всех ораторов прошу занять свои места в зале. Приступаем к следующему конкурсу. Его мы назовем „Конкурс метких стрелков”. Я приглашаю желающих на сцену. Объясняю условия конкурса.

(Объясняет условия. Они заключаются в следующем: на подставке, чтобы было видно из зала, прикрепляется два листа белой бумаги. На них зеленой и синей тушью нарисован квадрат. Один из участников пускает мыльные пузыри, а второй должен дуть на них и „загонять” в квадрат. Выигрывает тот, кому это удастся сделать больше из 5 -10 попыток).

ВЕДУЩИЙ. Спасибо, наш конкурс, кажется, удался. Видите, мыльными шарами куда сложнее попадать в десятку, чем из мелкашки. Мы награждаем самых метких своими призами и поручаем победителю играть роль Робин Гуда. Приглашение на съемки вышлем обязательно.

ВЕДУЩАЯ. Игорь, как ты думаешь, наши знания, которые мы приобретаем в школе, пригодятся в жизни?

ВЕЛУЩИЙ. А как же! Обязательно. Но, как гласит народная мудрость, “много будешь знать, скоро состаришься”.

ВЕДУЩАЯ. Так как же быть?

ВЕДУЩИЙ. Ответ на это дает сатирик Владилен Прудовский. Он так написал об этом в стихотворении „Знать или не знать”:

Известна всем, без всякого сомненья,
Пословица, гласящая о том,
Что в знаньях - корень быстрого старения,
Что знанья - близкой старости синдром.

ВЕДУЩАЯ.
За них и вправду платим слабым зреньем,
Активным выпадением волос,
Гастритом и повышенным давлением...
Так знать или не знать? - вот в чем вопрос!

ВЕДУЩИЙ.
Пусть кое-кто в амбиции ударится,
Но нету у меня сомнений в том,
Что лучше раньше, да с умом состариться,
Чем стать позднее старым дураком.

ВЕДУЩАЯ. Вопрос разрешили. Двигаемся дальше.

ВЕДУЩИЙ. Ты знаешь, Лена, о чем я думаю?

ВЕДУЩАЯ. О чем же?

ВЕДУЩИЙ. А не создастся ли у наших ребят впечатление, будто в нашей картине нет серьезных героев.

ВЕДУЩАЯ. Я думаю, что такого не произойдет, потому что наш следующий конкурс - очень и очень серьезный. По крайней мере настолько, насколько это возможно 1-го апреля.

ВЕДУЩИЙ. Ты имеешь ввиду...

ВЕДУЩАЯ. ...Конкурс „Верная подруга”. Для участия в нем прошу подняться на сцену пять девушек и пять ребят. Причем, по парам. Прошу смелее.

(На сцене ребята садятся на стулья, а девушек отводят в другую сторону, чтобы они не видели, в каком порядке рассаживают ребят. Ведущая инструктирует ребят, говорит им о том, что во время конкурса они должны хранить полное молчание с тем, чтобы „верные подруги” узнали их не по голосу, а по интуиции. А девушек в это время инструктирует ведущий).

ВЕДУЩИЙ. Скажите, пожалуйста, девушки, вы помните, как назывался художественный фильм, в котором главным действующим лицом была рабыня Изаура? Правильно, вы очень догадливы. Но ошибаетесь, если думаете, что мы с Леной позвали вас на сцену только для того, чтобы задать лишь этот вопрос. Мы хотим задать вам задачу не из лёгких. Сейчас всем вам завяжут глаза и дадут по куску торта, которым вы угостите своего верного друга - роль которого играет парень, с которым вы осмелились подняться к нам. Я надеюсь, что интуиция, ну и в крайнем случае — осязание, не дадут вам ошибиться и угостить не того. Можно дотрагиваться руками, а кто хочет и губами. Конечно, в этом большой беды не будет, и тот, кого приняли ошибочно не за того, не обидится. Но тогда вы на роль рабыни Изауры в нашем фильме не подходите, потому что она таких ошибок не допускала. Я прошу ассистентов завязать девушкам глаза и выдать лакомства.

(Девушкам завязывают глаза и поочередно подводят к ребятам, сидящим на стульях. Победительницами признаются те из них, которые не ошиблись и с завязанными глазами узнали парня, с которым поднялись на сцену. Может случиться так, что победительниц окажется несколько. В таком случае ведущий поздравляет всех и просит задержаться на сцене.)

ВЕДУЩАЯ. Наша актерская труппа пополняется успешно. Избраны уже и комический, и трагический, и исторический герои. Вот нет пока лирического. А что такое лирический герой?

Это, конечно же, влюблённый, желательно, чтобы он находил взаимность и пребывал иногда в состоянии мечтательной грусти. Может быть я ошибаюсь, но мне кажется, что в предстоящем конкурсе, в котором опять же я прошу принять участие девушек, победят те из них, кто понимает, о чем я говорю. Прошу претенденток подняться на сцену и присоединиться к победительницам предыдущего конкурса.

(После того, как круг участниц предстоящего конкурса определится...).

ВЕДУЩАЯ. Наш очередной конкурс называется „Я вас люблю”. Красивое название, правда? Эта фраза должна пройти красной нитью через все выступления конкурсанток на эту тему. Только прошу не думать, что сейчас вам во всеуслышание придется объясняться в любви. Хотя в кино это и приходится делать. Но школа (училище, техникум) - не кино, тем более не комедия, хотя и там и тут есть над чем от души похохотать. Рассказать о своей любви вам придется... не произнеся ни единого слова. Так что постарайтесь проявить все свое красноречие молча. Трудно? Трудно! Можно? Надо попробовать. А та, у которой это получится лучше других, будет приглашена на роль Татьяны Лариной в нашем фильме.

Теперь о том, как пройдет наш конкурс. Каждая из девушек молча, еще раз повторяю - молча, должна произнести, а точнее - воспроизвести всего одну фразу. Вот эта фраза:

Я вас люблю, с ума схожу без вас,
Мороженое, лимонад и квас.

(После окончания конкурса ведущая обращается к зрителям с просьбой дать свою оценку претенденткам на роль Татьяны Лариной. Победительницей признается та из них, в чей адрес аплодисменты будут наиболее активными.)

ВЕДУЩИЙ. А теперь еще один очень интересный конкурс! Конкурс на лучший анекдот. Но это могут быть не только анекдоты как таковые. Это могут быть короткие шутки и репризы, юморески, сатирические стихи. Кто во что горазд. Итак, начинаем!

ВЕДУЩАЯ. Кто начинает? Желающие? С третьего ряда? Вам слово.

(Возможно, для „затравки” и надо подготовить несколько выступлений, все остальные, конечно же, экспромт).

I АНЕКДОТЧИК. Разговор девушки и молодого человека:
- Скажите, Луиза, вы бы согласились стать женой ограниченного, но богатого человека?
- Дайте подумать. Ваше предложение неожиданно для меня.

II АНЕКЛОТЧИК.
- Ну, как твой супруг? - поинтересовалась Валентина, пришедшая навестить подругу.
- Знаешь, не совсем хорошо. Целыми днями ловит рыбу в ванной.
- Так тебе следовало бы пригласить психиатра.
- Я тоже так думала, но так хочется свежей рыбки.

III АНЕКДОТЧИК. Больной, только что перенесший инфаркт, пришел в себя и спрашивает врача:
- Доктор, а можно мне закурить?
- Ну, если это последнее ваше желание...

(Предложенные анекдоты условные. Участники могут предложить куда более интересные. Об этом конкурсе ученики могут знать заранее).

ВЕДУЩАЯ. А сейчас подведем итоги самого первого конкурса, конкурса поэтов, которые писали четыре строчки „С=М=Е=Х”. Мы считаем, что победителем вышел ученик десятого класса Витя Машков. Его четверостишие оказалось самым удачным (зачитывает его). Поэтому он и примет участие в съемках нашего фильма. Ему будет поручена роль Омара Хайяма. Роль Д’Артаньяна достанется Игорю Богданову - лучшему анекдотчику.

ВЕДУЩИЙ. Так что съемки фильма состоятся. Пробы, на наш взгляд, удались на славу. И в заключение нам осталось лишь...

ВЕДУЩАЯ (перебивает). Игорь, ты кое-что забыл...

ВЕДУЩИЙ. Ах да! Пари. Тем более, что я его выиграл.

ВЕДУЩАЯ. Выиграл? Ты так уверен в себе. И не считаешь себя хвастуном?

ВЕДУЩИЙ. Не считаю. Конечно, я выиграл. И хоть среди записок из зала было и немало остроумных и метких названий, таких, как... (зачитывает некоторые). Все же уговор дороже денег, и я прошу весь зал прокукарекать, потому что наш фильм называется „Смех без причины - значит, нет кручины”. В нем встретятся самые удивительные герои, и с ними произойдут самые удивительные приключения. Прямо такие, как сегодня на нашем первоапрельском празднике Смеха. Однако пора и кукарекать...

(В этом эпизоде должны проявиться организаторские способности ведущих. Они должны заразить зал своим примером).

ВЕДУЩИЙ (обращаясь в помощнице): Лена, не пора ли заканчивать вечер - уже первые петухи прокричали.

ВЕДУЩАЯ. Ну, что ж. Мы перевернули последнюю страницу нашего праздника. Если у вас потеплело немножко на душе, если на ваших лицах не исчезает улыбка, значит мы не зря старались вселить в вас хорошее настроение.

ВЕДУЩИЙ. Смеяться, право, не грешно!

ВЕДУЩАЯ. Смейтесь каждый день, по причине и без причины, - от этого работает увереннее сердце и мысль. И человек делается добрее и красивее. Хорошего вам настроения!

ВЕДУЩИЙ. Улыбок и успехов!

ВЕДУЩАЯ и ВЕДУЩИЙ: - До свидания! До новых встреч на радиоволне „Смех - спутник нашей жизни”. Счастья всем!!!